Главная мысль рассказа бежин луг

Краткое описание ресурса: литература, урок-практикум МОУ ООШ. Конспект урока — практикума по литературе на тему «Роль картин природы в рассказе Класс: 6 Учитель: Тема урока: Роль картин природы в рассказе «Бежин луг». Тургенев — мастер пейзажа. Оборудование урока: Презентация, портрет писателя. Теория литературы: пейзаж, экспозиция. Методические приёмы: беседа, выразительное чтение, комментирование чтение, анализ текста, сравнительный анализ текстов разных авторов на одну тему, тест. Настрой на рабочий лад: нам предстоит на уроке большая работа. Настраиваемся на рабочий лад. Вы все знаете и все умеете, и у вас все обязательно получится, хотя будет и не совсем легко. Но все вместе мы преодолеем любые трудности. А чтобы результаты работы у нас были хорошие, проведем физкультминутку для улучшения мозгового кровообращения. ФМ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ МОЗГОВОГО КРОВООБРАЩЕНИЯ 1. Салтыков-Щедрин утверждал, что после прочтения произведений Тургенева «легко дышится, легко верится, тепло чувствуется». Практическая часть урока: а Озаглавить отрывки — описания природы словами текста. Показ слайдов по мере озаглавливания отрывков А «Прекрасный июльский день» -. Б «Ночь приближалась и росла, как грозовая туча» -. Г « Торжественно и царственно стояла ночь» -. Д «Недолги летние ночи! Е «Утро зачиналось» -. Ж «Все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило» -. Учитель: Впечатления детства и юности во многом определили содержание «Бежина луга», в котором автор нарисовал яркую картину средней полосы России с её пейзажами. Пейзаж — картина природы в художественном произведении. Описание природы помогает лучше понять героев их поступки, представить место действия. Показ слайда Слайд: б - Определите, какими художественными приемами пользуется Тургенев при описании картин природы в отрывке «Был прекрасный июльский день»? При описание неба, солнца, облаков, ветра найти эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения. Каждому дать таблицу для заполнения. После проверки — показ слайда Эпитеты: «Солнце — не огнистое, не раскаленное…. Олицетворения: «ветер разгоняет, раздвигает накопившийся зной», «вихри… гуляют по дорогам…», «облака исчезают…, ложатся розовыми клубами»…. А мы ручками- хлоп-хлоп-хлоп А мы ножками топ-топ-топ А мы глазками миг-миг-миг А мы плечиками жик-жик-жик. Раз — присели, Два — привстали, Руки кверху все подняли. Потянулись, мы — деревья и тянемся к солнцу. Посмотрели на кончики пальцев, посчитали глазами свои пальчики. Эта часть композиции рассказа называется экспозиция. Пейзаж июльского дня выполняет эстетическую функцию. Какие чувства, как вы думаете, можно испытывать при этом? Тревогу, испуг, страх, томление. Автор создает атмосферу таинственности, показывает, как внешний мир, погруженный в темноту, становится фантастическим. Подтвердите словами текста выражения, подчеркнутые - 2- Как создается тревожное настроение прочитанного фрагмента? Найдите слова и выражения, которые передают чувства человека? Внутренний монолог героя, риторические вопросы, лексика, символизирующая что-то жуткое, темное, зловещее, тревожное. Обилие многоточий подчеркивают растерянность героя. Рассмотрим эпизод с собакой. Отметим, что нагнетание таинственности, тревоги, страха сменяется юмористическим эпизодом безмолвного разговора с Дианкой, «умнейшей из всех четвероногих тварей». Герой рассказа не поддался панике, продолжал действовать — и вышел к людям. Какое чувства вызывает у вас этот эпизод? Природа созвучна настроению автора: «…полились потоки молодого горячего света. Все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило. « Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун — большой праздник для крестьянских мальчиков». Но природа для них полна и загадок. Выводы учащихся: -Как показана связь природы и человека в начале рассказа? В начале рассказа природа живет отдельной, прекрасной, независимой жизнью. Человек как будто смотрит на неё снизу вверх описание неба, солнца, облаковвосхищается постоянно меняющимися картинами неба. Человек может уповать на природу, как на высшую силу — он зависит от её расположения: «Подобной погоды желает земледелец для уборки хлеба». В описании дня охоты природа пугает охотника, враждебна ему охотник заблудился, словно его водит какая-то нечистая сила : «Меня тотчас охватила неприятная, неподвижная сырость, точно я вошёл в погреб», « летучие мыши уже носились. Человек чувствует себя частью природы. Ночь у костра: «сладко стеснялась грудь, вдыхая тот особенный, томительный и свежий запах — запах русской летней ночи». Утром: И церковь, и звук ее колоколов тоже вписан в пейзаж, тоже гармонируют с природой. Для мальчиков природа с одной стороны — праздник, с другой - полна загадок, непонятных явлений, которые они объясняют действием потусторонних сил. Гоголь «Ночь перед Рождеством» и Прочитайте отрывки из рассказов: Тургенева «Бежин луг» - «Ночь у костра» и Гоголя «Ночь перед Рождеством» - «Зимняя ночь». Выполните следующие задания: 1. Какой общей мыслью можно объединить тексты: А «…торжественно и царственно стояла ночь…». Б «…еще много времени оставалось до первого лепета, до первых шорохов и шелестов утра, до первых росинок зари…». В «…вы как будто смутно чувствовали сами стремительный, безостановочный бег земли…». Г «…день … прошел, наступила ночь…». Определите стиль и тип речи: А Художественный, повествование. Г Художественный, описание с элементами повествования. В каком значении употреблено слово месяц? А Единица исчисления времени по солнечному календарю, равная одной двенадцатой части года. Б Тридцать дней, посвященных какому —либо общественному мероприятию, пропаганде чего - либо, месячник. В Диск луны или его часть. Найдите синоним этого слова в тексте Слайд Какую роль играет пейзаж в рассказе Тургенев в описании природы создает атмосферу таинственности, показывает, что такой фантастической ночью неизбежно должно произойти нечто таинственное. Он всматривается, наблюдает, не только замечает, но и открывает тайны привычно знакомого мира. Картины природы в рассказе отражают настроения человека, человек — часть природы. Можно смело утверждать, что Тургенев — мастер пейзажа. Домашнее задание: выучить наизусть отрывок - одно из описаний природы - по выбору. Задание к уроку развития речи: написать небольшое сочинение — описание, взяв за основу главную мысль, объединяющую тексты Прикрепленный файл Размер 779 Кбайт.