График производства работ в строительстве

Методические указания «Методические указания по производству работ при строительстве аэродромных покрытий» ТехЛит. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРОИЗВОДСТВУ РАБОТ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ АЭРОДРОМНЫХ ПОКРЫТИЙ МОСКВА 1995 СОДЕРЖАНИЕ Методические указания предназначены как руководство при выполнении студентами курсовых и дипломных проектов по кафедре "Аэропорты и конструкции" и могут быть использованы при разработке технологии и организации строительства аэродромных покрытий. Указания базируются на положениях нормативно-технической литературы по проектированию и строительству аэродромов. В указаниях приведены основные сведения по современным методам организации и производства аэродромно-строительных работ при устройстве искусственных покрытий. В методических указаниях изложена структура, основные этапы и последовательность разработки курсового проекта; рассмотрены основные вопросы организации и технологии строительства аэродромных покрытий. Работа по выполнению проекта строительства аэродромных покрытий выполняется в соответствии с индивидуальным заданием, содержащим необходимые исходные данные и требования к расчетно-пояснительной части проекта и оформлению чертежей. Основная цель проекта - закрепление теоретических знаний по строительству аэродромных покрытий и привитие студентам навыков творческого применения этих знаний для решения практических задач аэродромного строительства. Курсовой проект должен содержать элементы научно-исследовательского, конструктивного или технологического характера по актуальным вопросам аэродромного строительства. При разработке проекта по строительству аэродромных покрытий рекомендуется решить следующие задачи: - на основании анализа проектных данных и местных условий, включая дорожно-строительные материалы определить объемы работ и потребность строительных материалов; - на основании оценки климатических условий района строительства определить возможный момент начала и окончания строительных работ по климатическим условиям; - рассчитать продолжительность выполнения работ; - определить сменный темп строительства аэродромных покрытий, выбрать основные и вспомогательные машины для производства работ, согласовав их производительность с мощностью ЦБЗ или АБЗ; - рассмотреть основные принципы организации. Производства работ и разработать календарный график строительства; - разработать технологию производства работ и технологические карты по строительству аэродромных покрытий; - рассмотреть мероприятия по контролю качества производства работ и охране труда и окружающей среды. Курсовой проект включает расчетно-пояснительную записку объемом 20-25 рукописных страниц и графическую часть в объеме 2 листов чертежей. Указания по организации работы студента приведены. Для разработки проекта задаются следующими исходными проектными материалами: - класс аэродрома и географическое положение района строительства; - схема генерального плана летного поля; - конструкция аэродромного покрытия, укрепленных обочин, отмостки; - толщины конструктивных слоев; - дальность транспортирования строительных материалов. По согласованию с руководителем проекта студент может использовать разработки, выполненные им в предыдущих курсовых проектах. Таблица 1 Наименование элементов аэродрома Размеры Приведенная толщина h слоя, м Объем Vм 3 длина, м ширина, м площадь Fм 2 1 2 3 4 5 6 Заполняя табл. Для каждого конструктивного слоя заполняются графы с 1 по 6. Перечисляются все элементы аэродрома ИВПП, МРД, СРД, ВРД, перрон и МС, СП, примыкания. Графы 2, 3, 5. Заполняются на основании анализа исходных данных. Рассчитываются площадь и объем работ для каждого элемента аэродрома и суммарное значение по каждому конструктивному слою. Аналогичная таблица составляется для конструктивных слоев укрепленных обочин и отмостки. Согласно принятой конструкции элементов аэродрома определяют потребность в основных строительных материалах изделиях: песок; щебень; гравий; материалы, обработанные вяжущими; битумная эмульсия; асфальто- цементобетон, сборные элементы и др. Требуемое количество материалов подсчитывают для каждого конструктивного слоя искусственного покрытия и заносят в табл. После чего определяют общую потребность каждого материала на весь аэродром. Минимальный темп потока определяется, как правило, исходя из директивного или нормативного сроков строительства. В пределах директивного срока строительства необходимо определить возможное начало и окончание работ, т. При этом следует акцентировать внимание на параметрах, непосредственно влияющих на технологию производства работ: среднемесячную температуру воздуха, количество осадков, продолжительность светового дня и др. Период, в течение которого рекомендуется выполнять работы по строительству оснований и покрытий на аэродроме, принимается. На основании установленных сроков работ по климатическим условиям определяют количество рабочих смен в календарном году T pa бв течение которых можно выполнять работы по строительству аэродромных покрытий 2 где Т в - количество выходных и праздничных дней за время Количество праздничных дней определяют по календарю в пределах строительного сезона. Т кл - количество нерабочих дней по климатическим условиям. Таблица 3 Климатическая зона Количество не погодных дней, % α 1 зона 11 2 зона 8 3 зона 5 4 зона 4 5 зона 3 Горы и предгорья 7 Черноморское побережье 9 Производство работ по строительству покрытий на аэродроме осуществляют на принципах потока. Весь комплекс работ выполняет ся совокупностью специализированных потоков. Каждый специализированный поток должен начать и закончить свое действие в пределах директивного срока строительства. Определяют необходимый темп работ f сп каждого специализированного потока, выполняемых механизированным способом 4 где F - площадь работ, м 2 ; Продолжительность выполнения рабочей операции частного потока Т р. В ритмичных потоках ритмы бригад равны, в проекте принимается - 1 смена; Σt т - продолжительность технологических перерывов, смен; Σt о - продолжительность организационных перерывов в потоке, смен. Наиболее рациональной является такая организация производства работ, при которой продолжительности специализированных потоков одинаковы. Это обуславливает выполнение работ с наименьшим числом рабочих и машин. Определив расчетом производительность ведущей машины в каж дом потоке, сравнивают ее с темпом потока. Если производительность ведущей машины по расчету получилась больше или меньше темпа потока, то необходима корректировка продолжительности потоков и срока строительства или необходимо подобрать другую ведущую машину с иной производительностью, обеспечивающей допустимую степень загрузки 0,85-1,15. Таким образом, для каждого специализированного потока необходимо подобрать рациональный состав отряда машин с учетом обеспечения полной загрузки ведущей и максимального использования вспомогательных машин, причем производительность отряда в смену должна быть равна темпу потока. Полученные максимально возможные сроки работ Т раб специализированных потоков позволяют разработать календарный график производства работ и движения рабочих. Достигнутый уровень механизации, а именно применение современных высокопроизводительных машин для устройства аэродромных покрытий, позволяет развивать высокие темпы строительства. Найденный темп работ является минимальным, обеспечивающим строительство покрытий за директивный срок. Вместе с тем эффективный темп строительства, определяемый максимальным использованием высокопроизводительных машин, ведущих машин, может быть выше директивного. Поэтому в ряде случаев целесообразно определять сроки работ исходя из мощности применяемой техники. Существует два варианта задания на выполнение технологических расчетов строительного потока. Технологические расчеты выполняются, исходя из заданного директивного срока строительства объекта. Расчеты выполняются исходя из заданной мощности строительной организации. В первом варианте устанавливают темп потоков с учетом заданных сроков строительства. Расчет по первому варианту приведен выше. Во втором - определяют срок строительства объекта по заданному принятому темпу строительного потока, исходя из возможностей строительной организации. В проекте выбирается для расчетов один из вариантов по согласованию, с руководителем проекта. Доставка дорожно-строительных материалов изделий осуществляется, как правило, автотранспортом. Дальность транспортировки принимают по заданию. Зная темп потока и потребность в асфальтобетонных или цементобетонных смесях и т. Сменная норма расхода материалов определяется с учетом общей потребности п. Требуемая производительность цементобетонных и асфальтобетонных заводов в смену П тр рассчитывается по формуле 8 где V м - потребность в цементобетонной, асфальтобетонной смеси, ; Т сп - продолжительность специализированного потока по строительству цементобетонного или асфальтобетонного покрытия, смены; K 1 - коэффициент использования завода по времени, равный 0,85. Производительность предприятия согласовывают с темпом работ по строительству конструктивных слоев аэродромного покрытия, учитывая необходимость производства смеси на заводе в одинаковом темпе с ее потреблением на строящемся объекте. Составление технологических карт основано на принятии поточного способа организации производства работ по строительству аэродромных покрытий. Технологические карты разрабатывают на строительство конструктивных слоев оснований, покрытий, укрепленных обочин, отмостки, по согласованию с преподавателем. Весь комплекс работ по строительству аэродромных покрытий выполняется совокупностью специализированных потоков, состав которых зависит от разрабатываемой конструкции. Разработка технологических карт потоков производится в следующей последовательности: - намечают технологическую схему специализированного потока и выбирают ведущую основную машину; - устанавливают необходимый перечень частных потоков в составе специализированного потока в зависимости от выбранной ведущей машины; - количество и назначение частных потоков в составе специализированного потока зависит от характера выполняемых, работ; - устанавливают необходимость технологических и организационных перерывов между частными потоками их продолжительность; - определяют объемы работ по каждому частному потоку, с учетом продолжительности действия потока; - подбирают оптимальный состав механизированных звеньев бригад для выполнения каждого частного потока, с привлечением наиболее рациональных, обеспечивающих качество производства работ, дорожно-строительных машин. Расчет состава бригад используемых машин для специализированных потоков проводится в табличной форме и на ПЭВМ. Пример расчета некоторых технологических карт дан в приложениях. Основным элементом технологических карт является план потока как наглядное отображение принятой организации работ. План потока конструктивных слоев вычерчивают для каждого специализированного потока как сумму последовательно работающих частных потоков, в качестве примера приведен план технологического потока строительства отдельных конструктивных слоев. Перечень рабочих операций Ед. Объем работ в смену Состав звена Нормы времени Производительность зв, в смену Требуется звеньев Принято звеньев Степень загрузки § ЕНиР Н вр ед. Основными исходными данными для составления плана потока являются: - конструкция аэродромного покрытия; - продолжительность действия каждого специализированного потока; - объем работ, выполняемый специализированным потоком; - тип и марка машин и оборудования для выполнения рабочих операций в составе специализированных потоков. В местах примыкания СРД к ВПП, перронам, МС и другим РД, а также в местах их пересечения следует предусматривать закругления внутренних кромок покрытия в плане радиусом, принимаемым согласно СНиП 2. Конструкция покрытия примыканий принимается аналогичной основным элементам аэродрома. Работы по строительству покрытия на участках примыкания могут выполняться механизированным способом или средствами малой механизации в зависимости от размера участка примыкания. Вдоль кромок ИВПП и там, где не предусматриваются укрепленные обочины, необходимо устраивать укрепленные отмостки сопряжения шириной не более 1,5м. Конструкция и толщина конструктивных слоев укрепленных обочин и отмостки принимается согласно заданию. На строительство укрепленных обочин и отмостки разрабатываются технологические карты. Пример конструкции укрепленной отмостки ИВПП представлен. Конструкция покрытия и отмостки Все работы, связанные с технологией и организацией производства работ по строительству аэродромных покрытий, основаны на принципах потока. Организация работ при строительстве покрытий зависит от организации всего комплекса работ, выполняемых на летном поле и в соответствии с очередностью выполнения работ на аэродроме. Участки очередности производства работ назначают с условием, чтобы работы были выполнены: в I очередь на ИВПП; во II очередь на МРД, в III - на перроне и МС, в IV - СРД, в V - на участках примыканий, в VI - укрепленные обочины, отмостки. Укладку асфальто- цементобетонной смеси производят полосами параллельно оси ВПП, РД и т. Работы начинают с того участка, который выше по продольному профилю, с тем чтобы строительство вести под уклон. Участки очередности разбивают на захватки. Размеры захватки определяются расчетом. Асфальтобетонное покрытие При строительстве асфальтобетонных покрытий разбивку на захватки производят в основном исходя из условий улучшений качества сопряжений смежных полос. Ширина захватки назначается c учетом ширины элемента аэродрома. Определив ширину захватки, необходимо скорректировать эту величину с шириной технологической полосы укладки в т. Цементобетонное покрытие Организация работ при строительстве цементобетонных покрытий зависит от принятой схемы бетонирования. Применяют две основные схемы бетонирования: продольную, когда бетонирование производят продольными рядами практически на всю длину покрытия от одного конца ВПП, РД, МС до другого ; продольно-участковую, когда бетонирование ведут продольными рядами на участках ограниченной длины и к бетонированию следующего участка приступают после укладки покрытия на предыдущем участке по всей его ширине. Продольная и продольно-участковая схемы могут быть с одним маячным рядом, когда бетонирование рядов ведут впритык один к другому, и с несколькими маячными рядами, когда вначале бетонируют маячные ряды, а затем промежутки между. Количество маячных рядов принимают в зависимости от длины бетонируемого участка, темпа работ и сроков выдерживания цементобетона для проезда автотранспорта и бетоноукладочной машины. Минимальная допустимая длина Д участка бетонирования должна обеспечивать 60% проектной прочности цементобетона для прохода построечного транспорта. Длину захватки L з определяют по формуле: 13 где f з - площадь захватки, определяют по формулем 2; B з - ширина захватки, равная, базе бетоноукладочной машины, м. При выборе схемы бетонирования необходимо стремиться к минимальному количеству перестановок бетоноукладочных машин и смен колес в случае применения комплекта на рельсформах. Организация работ при строительстве покрытия на участках, примыкания зависит от способа производства работ: механизированного или средствами малой механизации, Одновременно с составлением технологического плана специализированных потоков разрабатывают календарный график строительства. Цель календарного графика - установить очередность, взаимную увязку и сроки строительства аэродромных покрытий, а также определить потребность в рабочих кадрах и др. Календарный график должен обеспечить рациональную организацию строительства, т. Календарный график в курсовом проекте строят на весь объем работ для всех специализированных потоков, включая подготовку грунтового основания; строительство примыканий, укрепленных обочин и отмостки. Форма построения календарного графика приведена в табл. Таблица 5 Календарный график строительства аэродромного покрытия п. Наименование специализированного потока и состав отряда Ед. Объем работ Производительность в смену Продолжительность выполи, работ, смены График работ месяцы недели смены 1 2 3 4 5 и т. Записывается вграфа 6; - определяется число работающих в смену; - строится календарный график работ,графа 7; - составляется график движения рабочих. Построение календарного графика работ ведется следующим образом: - выписывают в технологической последовательности все специализированные потоки; - устанавливают возможное начало работ каждого специализированного потока; - увязывают во времени специализированные потоки так, чтобы один поток, следуя за другим, не опережал его; - общий срок работ не должен превышать директивный срок строительства. На основе календарного графика строится график изменения численности рабочих на протяжении всего строительства путем суммирования числа рабочих, занятых на выполнении строительных работ. При наличии больших колебаний численности рабочих по графику она корректируется за счет изменения продолжительности или переноса срока выполнения отдельных работ без нарушения необходимой технологической последовательности строительства. Критериями грамотного построения календарного графика являются - минимальный срок строительства при соблюдении всех технологических требований; равномерное без разрывов и пиков использование рабочих и машин. Что обеспечивает качественное производство работ. Карты операционного контроля качества работ составляются в табличной форме табл. Контролируемые параметры Предельные отклонения 1 2 3 1 Ширина основания покрытиясм 2 Толщина слоя основания покрытия% 3 Высотные отметки по оси ряда, мм 4 Поперечный уклон, % 5 Ровность по оси ряда просвет под рейкой длиной 3ммм 6 Алгебраическая разность высотных отметок точек по оси ряда, отстоящих одна от другой на расстоянии 5, 10 и 20 м, мм Таблица 7 1 2 3 Основные операции, подлежащие контролю II. Метод и средства контроля IV. Режим и объем контроля Лицо, контролирующее операцию VI. Лицо, ответственное за организацию и осуществление контроля VII. Привлекаемые для контроля подразделения VIII. Где регистрируются результаты контроля В курсовом проекте должны быть отражены конкретные технические решения: по безопасности и безвредности строительных работ; по санитарно-гигиеническому обслуживанию рабочих; по охране окружающей среды. Приложение 1 УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СТУДЕНТА Во избежание переделок при разработке проекта, принимаемые при проектировании решения необходимо согласовать с руководителем проектирования. Для учета выполненных работ следует руководствоваться следующим ориентировочным распределением трудоемкости работы: 1. Подготовка исходного материала 5% 2. Определение объемов работ, потребности строительных материалов и сроков выполнения работ 15% 3. Определение темпа, потока, выбор ведущей машины и увязка с производительностью завода 10% 4. Разработка технологических карт для специализированных потоков, включая укрепленные обочины, отмостки 20% 5. Организация производства работ 20% 6. Составление календарного графика 10% 7. Операционный контроль качества работ, техника безопасности и охрана окружающей среды 10% 8. Перечень рабочих операций Ед. Объем работ в смену Состав звена Норма времени Производ. Планировка грунтового основания за 6 проходов по одному следу м 2 4875 ДЗ-31-1 маш. Уплотнение грунтового основания за 6 проходов по 1 следу м 2 4875 ДУ-29А маш. Автогрейдер ДЗ-31-1 - 1 0,80 2. Каток ДУ-29А - 1 0,93 Рабочие: 1. Перечень рабочих операций Ед. Объем работ в смену Состав звена Норма времени Производ. Очистка основания м 2 4875 КПМ-130 машинист 4 разр-1 техн. Разлив битумной эмульсии т 5,3 ДС-39 машинист 5 разр-1 пом. Укладка асфальтобетонной смеси м 2 4875 ДС-126А машинист 6 разр-1 асфальтобет-ки: 5р. Уплотнение асфальтобетонной смеси за 8 проходов по одному следу м 2 4875 ДУ-31А машинист 6 разр-1 техн. Окончательное уплотнение асфальтобетонной смеси за 6 проходов по одному следу м 2 4875 ДУ-9В машинист 5 разр-1 техн. Попивомоечная машина КПМ-130 - 1 0,15 ; 2. Автогуддонатор ДС-39 - 1 0,15 ; 3. Автомобиль-самосвал МАЗ-503Б - 7 0,98 ; 4. Асфальтоукладчик ДС-126А - 1 1,04 ; 5. Каток пневмополосный ДУ-9В - 3 0,81 ; рабочие: машинист 4 разр. Расчет производительности МАЗ-503Б при транспортировании асфальтобетонной смеси: Приложение 6 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ 2-х СЛОЙНОГО АСФАЛЬТОБЕТОННОГО ПОКРЫТИЯ 1. Гравий для строительных работ. Щебень из естественного камня для строительных работ. Песок для строительных работ. Смеси асфальтобетонные дорожные и аэродромные и асфальтобетон. Щебень из гравия для строительных работ. Смеси песчано-гравийные для строительных работ. Основные положения по планированию и учету себестоимости строительно-монтажных работ, Минфин СССР и ЦСУ СССР 24 сентября 1984г. Общие производственные нормы расхода материалов в строительстве. Строительная климатология и геофизика. Строительные нормы и правила. Единые нормы и расценки на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы: "Строительство автомобильных дорог". Производственные предприятия дорожного строительства. Технологические карты устройства укрепленных обочин рулежных дорожек РД аэродромов. Типовые технологические карты Оргтрансстроя. Методические указания по составлению календарного плана строительства аэропорта Для студентов-дипломников специальности 1213 - "Строительство аэродромов". Техника безопасности в строительстве.