Прокурорский надзор статья журнал

Акцентирует внимание на координации и взаимодействии прокуратуры с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, правозащитными организациями и СМИ. Будучи пятой по порядку, задача защиты прав человека в ходе контртеррористической борьбы вышла на одно из первых мест. Это самостоятельное направление деятельности прокуратуры в виде надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. В соответствии со ст. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. Различаются три группы конституционных прав и свобод человека и гражданина: личные права и свободы, политические права и свободы, социально-экономические права и свободы. Мы остановимся на защите личных прав и свобод человека и гражданина. К личным правам и свободам относятся: право на жизнь, свободу и неприкосновенность; право на охрану достоинства личности, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени; право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных иных сообщений; право на неприкосновенность жилища; право на свободу определения национальной принадлежности; право на свободу передвижения и др. Следует особо отметить актуальность и приоритетность этой отрасли прокурорского надзора. В соответствии со ст. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Согласно приказу от 22. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами иными федеральными органами исполнительной власти, представительными законодательными исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций осуществляется Генеральным прокурором РФ и нижестоящими прокурорами в пределах своей компетенции. Прокуроры обязаны на основе анализа состояния законности систематически не реже одного раза в полугодие проводить проверки исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления их должностными лицами в пределах своей компетенции требований законодательства о противодействии терроризму, в том числе о приоритетном порядке осуществления профилактических мер, добиваясь реализации ими в полном объеме функций по выявлению, пресечению и устранению нарушений антитеррористического законодательства. Специфика объектов прокурорского надзораза соблюдением прав и свобод человека и гражданина заключается не только в том, что некоторые из них действуют в экстремальной ситуации, например, в Северо-Кавказском федеральном округе, во время введения режима контртеррористической операции КТОпресечения преступлений террористического характера, и за ними осуществляют надзор прокуратуры разного уровня и подчиненности, но и в том, что военные прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами военного управления, специализированные прокуратуры по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях — за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в местах принудительного содержания. Предметом прокурорского надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами иными федеральными органами исполнительной власти, представительными законодательными исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Специфика предмета прокурорского надзора также заключается в том, что этот надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина происходит в том числе в период введения и действия режима КТО, когда права и свободы человека и гражданина, согласно Конституции РФ, ограничиваются Федеральным законом. Статья 11 ФЗ «О противодействии терроризму» определяет правовой режим КТО, который представляет собой систему согласованных правовых норм, в целях пресечения и раскрытия террористического акта, минимизации его последствий и защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства. По решению должностного лица, принявшего решение о проведении КТО, в пределах территории ее проведения может вводиться правовой режим КТО на период ее проведения. Решение о введении правового режима КТО включая определение территории перечня объектовв пределах которой на которых такой режим вводится, и перечня применяемых мер и временных ограничений и решение об отмене правового режима КТО подлежат незамедлительному обнародованию. Дальнейшему совершенствованию борьбы с терроризмом и его финансированием будут способствовать внесенные в мае 2011 г. В Федеральный закон от 06. В целях своевременного информирования населения о возникновении угрозы террористического акта и организации деятельности по противодействию его совершению, осуществляемой федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и органами, формируемыми в соответствии с ч. Понятие КТО дано в п. КТО — это комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта. Решения о проведении КТО и о ее прекращении принимает руководитель Федеральной службы безопасности РФ, либо — по его указанию иное должностное лицо Федеральной службы безопасности РФ, либо — руководитель территориального органа Федеральной службы безопасности РФ, если руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности не принято иное решение. В зоне проведения КТО деятельность работников СМИ регулируется руководителем оперативного штаба по управлению КТО, если иное не предусмотрено федеральным законом это положение прямо не установлено в комментируемой статье, однако является неотъемлемой частью правового режима КТО. Прокуратура и Европейский суд по правам человека ЕСПЧ К сожалению, Российская Федерация продолжает удерживать первое место по количеству новых жалоб, направленных против нее в ЕСПЧ: в 2009 г. Небольшое число обращений — не больше 1-2% от общего количества — это так называемые "чеченские жалобы". Однако, как отмечает судья из России при Страсбургском суде Ковлер, нарушения по ним очень серьезные, т. ЕСПЧ оштрафовал Россию на 225 тыс. Родственники пропавших неоднократно обращались в российские судебные инстанции, но остались недовольны их решениями. ЕСПЧ оштрафовал Россию на рекордные 1,72 млн евро за гибель 24 жителей Чечни при бомбардировках в Ачхой-Мартановском районе в феврале 2000 г. В ноябре 2010 г. Жертвами преступной деятельности террористов становились, в том числе, работники прокуратуры Чеченской Республики, выезд которых осуществлялся в сопровождении военнослужащих комендатуры г. Грозного с целью проведения следственных действий по уголовному делу, возбужденному по факту похищения Несмотря на гибель двух работников прокуратуры г. Грозного следователя по особо важным делам Леушина и прокурора-криминалиста прокуратуры г. ЕСПЧ при вынесении своих постановлений не учитывал экстремальный характер социальных условий того периода времени, активную фазу КТО против участников организованных преступных формирований террористического характера, которым помогали эмиссары и наемники международных террористических организаций. Только в Следственном управлении Следственного комитета РФ по Чеченской Республике имеется 1873 уголовных дела, возбужденных по фактам похищения людей, которые остаются нераскрытыми и приостановленными за неустановлением лиц, причастных к преступлениям. В целях объективности следует отметить, что ЕСПЧ принимал положительные решения не только по обращениям жителей Чеченской Республики, но и сотрудников милиции, военнослужащих, которым не были своевременно выплачены так называемые «боевые» за участие в КТО. Генеральная прокуратура России и Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации В соответствии с Федеральным законом от 17. Каждое полугодие обмениваются информацией о нарушениях основных прав и свобод человека и гражданина: а Генеральная прокуратура сообщает Уполномоченному по правам человека о результатах надзора за соблюдением прав и свобод граждан и мерах, принятых в их защиту; б Уполномоченный по правам человека информирует Генеральную прокуратуру об известных ему незаконных актах органов государственной власти, рассмотренных и признанных обоснованными жалобах граждан и лиц без гражданства, направленных в суд в том числе в Конституционный Суд РФ заявлениях в защиту прав и свобод граждан, нарушенных решениями или бездействием органов власти и должностных лиц. Рассматривают каждое полугодие на совместных совещаниях результаты работы по защите основных прав и свобод граждан, разрабатывают планы совместных мероприятий по усилению их воздействия на правоприменительную практику. Изучают с выездом в отдельные субъекты РФ причины массовых нарушений прав и свобод граждан. Вносят государственным органам совместные предложения общего характера, относящиеся к обеспечению прав и свобод граждан, совершенствованию административных процедур, а также о внесении изменений и дополнений в федеральное законодательство и законодательство субъектов РФ. Обращаются с совместными заявлениями в СМИ о грубых нарушениях основных прав и свобод человека и гражданина, проводят по этим вопросам научно-практические конференции с привлечением широкой общественности. С целью установления эффективного сотрудничества в реализации функций по защите прав и свобод человека и гражданина Генеральная прокуратура и Уполномоченный по правам человека образуют постоянно действующие рабочие группы из представителей аппаратов обоих ведомств. Прокуроры должны внимательно изучать ежегодные доклады Уполномоченного по правам человека в России. В докладе за 2008 г. Особенно охотно пользовались этой "технологией" в Ингушетии. В докладе Уполномоченного по правам человека Лукина за 2009 г. При этом увеличение числа жалоб отмечено в большинстве субъектов РФ. В докладе за 2009 г. Понятно, что лица с оружием в руках, оказывающие сопротивление представителям власти, в исключительных обстоятельствах могут подлежать уничтожению. Однако обстоятельства каждой такой ликвидации необходимо подвергать самой тщательной проверке». Лукина, количество жалоб от россиян на нарушение различного рода прав в 2010 г. Основной темой доклада по итогам 2010 г. Прокуратура, взаимодействуя на постоянной основе с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, осуществляет надзор за эффективностью принимаемых мер к установлению лиц, виновных в убийстве правозащитников Эстемировой Чеченская Республика и Защита прав человека и гражданина правоохранительными органами невозможна без обеспечения безопасности в широком понимании слова. Медведев сказал так: «В конечном счёте определённые события, которые происходят за границей, могут непосредственным образом отражаться и на наших интересах, и на событиях внутри нашей страны. Ликвидация террористов, даже такого уровня, скажем, как недавно уничтоженный Бен Ладен, имеет прямое отношение к уровню безопасности на территории нашего государства. Не секрет, что известная террористическая сеть «Аль-Каида» регулярно засылала и продолжает засылать своих эмиссаров на территорию нашего государства. В результате специальных операций, которые проводятся нашими специальными службами и правоохранительными структурами, такого рода эмиссары регулярно уничтожаются. Глобальная контртеррористическая стратегия Организации Объединенных Наций принята всеми 08. Указ Президента РФ от 12. Комментарий к Федеральному закону от 17. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 22. Федеральный закон от 17. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Федеральный закон от 06. Федеральный закон РФ от 03. Основы государственной политики России в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан утв. Европейский суд оштрафовал РФ за исчезновение и гибель жителей Чечни. После кошмара в станице Кущевской в России надо вернуть смертную казнь? Спасет ли высшая мера от бандитского беспредела? Распоряжение Генеральной прокуратуры РФ от 14. Доклад уполномоченного по правам человека за 2008 г. Совещание по вопросам безопасности Московская обл. Старший научный сотрудник отдела проблем борьбы с организованной преступностью, терроризмом и экстремизмом НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, старший советник юстиции. Почетный работник прокуратуры России. Приглашаем Вас принять участие в работе нашего журнала! Присылайте предложения о сотрудничестве, по тематике материалов, свои статьи и замечания. Также приглашаем Вас принять участие в организуемых журналом мероприятиях конференциях, круглых столах, обсужденияхподробности можно узнать. Материал из журнала "". Тексты статей всех выпусков журнала доступны. Условия подписки на печатную версию журнала Вы можете узнать. Подписной индекс печатной версии журнала в объединенном каталоге "Пресса России" — 83130. Подписной индекс в каталоге«Газеты. Журналы» Роспечати — 82830. Телефон 495 778-0319, тел. C 2001 - 2014 "".